Зал «Таштыкский склеп»

склеп снаружи  склеп внутри

 На протяжении   экскурсии посетители  знакомятся с жизнью и обычаями их предков, в частности с периодом времён  таштыкской культуры.

     В конце III—начале II в. до н. э. на юге Сибири произошли значительные изменения в размещении древних племен и в хозяйстве населения. Ранее жившее в Минусинской котловине население, хорошо известное по многочисленным памятникам тагарской культуры, было подчинено и частично вытеснено на запад другим пришедшим сюда населением. Народом, сыгравшим столь значительную роль сначала в истории Азии, а позже и в истории Европы, были гунны. Известно, что к концу III в. До н. э. окончательно оформился племенной союз гуннов во главе с шаньюем Модэ. В это время, захватив Центральную Азию, они распространили свою власть далеко на запад и с 205 по 201 г. до н. э. обрушились на живших по Енисею оседлых земледельцев и скотоводов.В борьбу вступили два различных народа с неодинаковыми по уровню развития культурами — культурой тагарцев конца бронзового века и культурой гуннов, людей железного века.Гунны, придя в Минусинскую котловину, уже имели в своем составе значительное количество других народов, прежде всего древних тюрок, которые вместе с ними передвинулись в верховья Енисея. В результате этих событий в Минусинской котловине состав населения стал гораздо более сложным; образовалась новая культура, памятники которой получили название таштыкских (по речке Таштык).

   Таштыкская культура  археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.

О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. После сожжения на ритуальном костре кальцинированные кости покойных зашивались в меховые мешочки, которые помещались в набитые травой куклы из шкур домашнего скота. В степных районах Хакасии сохранились могильники с подобными куклами. На место лица куклы укладывалась портретная погребальная маска, слепленная по снятому с лица покойного слепку из глины с добавлением гипса и известняка. Иногда маски имеют форму бюста. Перед захоронением маски расписывали, как правило, красной краской: на лбу обычно изображалась спираль, на подбородок и щёки наносились имитирующие румянец пятна.  Головные уборы конического типа, прикрывающие затылок и уши, и головные уборы «в виде чепца или шапки-ушанки». Широко распространена среди таштыкцев была причёска в виде длинной косы из собственных или накладных волос, которая укладывалась на темени. Остальные волосы при этом сбривались.

 Курганы-склепы имеют вид каменно-земляных насыпей  По периметру котлована сооружали ограду,   с запада устраивали наземные входы. Стены облицовывались плитами, вдоль стенок — полати из плах в 1—2 яруса, перекрытие из брёвен, бересты и плиток. Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированных умерших,  помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения.  Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более останков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками.   Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины. В таштыкских могилах в отличие от тагарских погребений находят железные удила, модели седел и миниатюрные нагайки. Сжигая трупы наиболее богатых скотом людей, сопровождали их в другой мир статуэтками домашних животных, прежде всего коней, бронзовыми амулетами в виде фигурок коней или парных конских головок.

склеп-1 склеп-2

экскурсии в Зале «Таштыкский склеп»

-->